Есть на Эхе уникальный товарищ: Сан Саныч Пикуленко.
Кто Эхо слушает, тот в курсе.
А кто не слушает, то вкратце
читать дальше
Закончил в свое время МАДИ. Работал на заводе, который Москвичи делал. Потом однажды зашел к другу на Эхо, да так там и остался.
Об автомобилях знает все. Без преувеличения. И любит их истово. Считает, что мужчина без автомобиля - не мужчина. Имеет личного врага в лице начальника Московского ГАИ. Рассказы С.С. про гайцев слушать серьезно невозможно.
Ведет на Эхе свою передачу "Парковка", которую я еще ни разу не слушала. Но вот в Утреннем развороте всегда слушаю его с большим удовольствием.
Когда С.С. нет в Москве (а его там чаще всего и нет), он все равно присутствует в Утреннем развороте по телефону. И из каких только мест его не вызванивают. Он обязательный гость на всех автомобильных выставках и шоу по всему миру. И не только гость. По-моему, переездил на всем, что имеетт 4 колеса. Любимое занятие слушателей Эха - задавать С.С. вопросы: "Что лучше ... или ....? (под точками имеется в виду марка машины). И он всегда, и со знанием дела, применительно к полу, возрасту, потребностям и региону вопрошающего, дает конкретный ответ.
Так вот, сейчас С.С. находится в Бельгии, в каком-то частном владении, где хозяин не только собрал большую коллекцию старинных автомобилей, но, в качестве приманки для гостей, дает возможность на них поездить.
Вчерашний Утренний разворот с отчетом С.С. о его знакомстве с очередным раритетом - это нечто.
![:hah:](http://static.diary.ru/picture/574593.gif)
Вот
тут его можно послушать, начиная где-то с 23-й минуты.
И это надо именно слышать
![:laugh:](http://static.diary.ru/picture/1126.gif)
Но, понимая, что вряд ли у кого, кто не привык к Эху, хватит терпения, я воспользовалась "затишьем перед бурей" (
завтра заседание, но я уже все подготовила) и записала его рассказ.
Ведут Разворот В. Варфоломеев (В.) и А. Осин. (О.)
Причем, чтоб понять смысл отдельних пассажей С.С, надо знать, что Алексей Осин - спортивный комментатор и сам спорту не чужд.собственно рассказ![:laugh:](http://static.diary.ru/picture/1126.gif)
С.С. - Вчера мы перенеслись в начало ХХ века. Мы добрались до автомобиля бельгийской марки "Минерва". Была такая марка. Выпуска 1912 года.
В. - Для меня вообще открытие, что в Бельгии выпускались собственные автомобили.![:upset:](http://static.diary.ru/picture/1154.gif)
С.С. – И неплохие, должен вам заметить. Машина, по современным меркам, это автомобиль бизнес-класса.. Т.е., представляете… Большой автомобиль… Когда к нему подходишь – просто мечта эколога, современного, зеленого. Потому что никакой химии – сплошь натуральные материалы: дерево, металл, латунь, медь. Даже резина из натурального каучука тогда делалась. Колеса деревянные....
(смешки ведущих)
О. - Тяга гужевая..![:hah:](http://static.diary.ru/picture/574593.gif)
С.С. - Кожа, прошитая батонами, набита конским волосом – это сиденья. Так вот, это – все ладно. Это все видели. А вот как эту машину запустить….![:attr:](http://static.diary.ru/picture/3233777.gif)
Прежде всего, когда ты подходишь к этому автомобилю, ты находишь около водительского места на переднем щитке ручку насосную. Знаете, вот как насос велосипедный?
О – Угу.
С.С. –И качаете, качаете, качаете.... Для чего это делается. Этим создается давление в бензобаке. Потому что бензонасоса на автомобиле нет.![:nope:](http://static.diary.ru/picture/1165.gif)
О. (серьезно) – Ну как нет, когда Вы только что описали его устройство.
(смеются все).
С.С. – Это немножко другое.
Потом вы идете, открываете боковину капота, находите карбюратор, который лежит там внизу. Нажимаете на специальную кнопочку и смотрите – поступает ли бензин. Если поступает, вы возвращаетесь за руль, включаете…
"Замыкаете на массу" называлось тогда. Так как на машине установлено магнето, системы "Бош" (это магнитный индуктор - это такая железяка круглая, от которой идут провода на свечи, больше ничего, катушек нет. Хотя была еще система Эйземана, которая была с катушками дополнительными, но тут стоит "Бош" -машина дорогая), поэтому надо "замкнуть на массу".
Замкнув на массу, находите такой рычажок, он, как правило, с зубчатым… под рулем, зубчатый сектор. Это - "опережение зажигания". Ставите его в положение "самое позднее".
После этого находите еще один сектор, называется "ручной газ". Смотрите, поворачиваете вправо-влево, "открытие" и где-то так на одну треть его выставляете.
После этого идете вперед к автомобилю, там есть такой кривой стартер. Мы все его знаем. Хотя,…
О. (со смешком) - Будьте добры, помедленнее, я записываю.
С.С. – Да. Ну вот… (улыбаясь) Тут я вспомнил моего коллегу Алексея Осина (смеется), потому как живо воспоминание кручения кривым стартером автомобилей, более-менее современных, ну, скажем так, сорокалетней давности…
Но здесь все произошло неожиданно легко. Не скажу, что с первого, но с пятого оборота автомобиль "схватил".
Причем, что интересно, тут надо быстренько побежать и немножечко добавить опережения зажигания., потому что, как я вам говорил, мы его поставили в положение "самое позднее".
Дальше…
В. – (хихикает) – Это еще не все, Сан Саныч?
С.С. – Это еще не все. Мы еще никуда не поехали. Пока он еще греется. Причем, чтоб было понятно, двигатель делает не более 150-ти оборотов в минуту. Причем – большой двигатель, мощный, 30 лошадиных сил. По тем временам, мотор – как сейчас, примерно, на Мерседесе каком-нибудь, трехлитровом.
Вот. Дальше мы садимся в автомобиль и нажимаем педаль сцепления. Нажимая на педаль сцепления, я опять вспоминаю Алексея Осина. Потому что через… буквально через 20 секунд, нога начинает дрожать. Потому что там стоит конус с пружиной. Ну, чтоб было понятно, эта пружина…ну такие сейчас в передней подвеске применяются.![:attr:](http://static.diary.ru/picture/3233777.gif)
Вот. После этого…
О. (возмущенно) – Не захочется никуда ехать. (смеется) Скажу: "Что-то я устал, пойду отдохну".
С.С. (успокаивающе) Мы уже начинаем приступать к движению. Мы переходим, значит, с ручного… У нас ручной газ остается. Мы ставим ногу на педаль ножного газа. Чуть-чуть добавляем обороты, слушаем. Добавляем. Тахометра нет, все – на слух. Потом включаем первую передачу (передач три) и отпускаем сцепление. Причем сцепление – мне это напоминает металлокерамику. У него два положения. Момента пробуксовки нет. Здесь все резко. Пружина мощная, но, так как двигатель довольно-таки тяговитый, ты начинаешь двигаться. Причем, вы понимаете, все происходит… хм… довольно-таки медленно и довольно-таки тихо. Мы ж привыкли, что двигатель там взрёвывает, а этому взрёвывать нечем. У него степени сжатия другие.
Ну, вот мы начинаем ехать.
Но, чтобы ехать мы должны что?.. Во-первых, зажигание - пораньше. Т.е., это - постоянное движение. Дальше мы должны смотреть за выхлопом. Вот…. Если дымочек не синеватый, мы должны масленкой добавить немножко маслица..
(хихиканье ведущих).
Там есть специальные такие плунжерные масленочки.
В. (под одобрительные смешки, а потом и хохот О.) - Сан Саныч! Послушай, у меня есть рационализаторское предложение. Давай мы разделим твою короткую, но зажигательную поездку на несколько частей. Сегодня было про завод машины. Про само путешествие, и как пользоваться тормозом, ты нам расскажешь, например, уже завтра.
С.С. (возмущенно) – Да завтра уже другая машина будет. Совсем другая. Уже вот прямо сейчас мы пойдем выкатывать машину. Маленькую, красную, боевую, о которой мечтал каждый человек в советской стране, когда они появились, и каждый итальянец, который…
О. – Фиат?
В. – Скажи, Сан Саныч, ты в этой прекрасной бельгийской машине, ты тормозил как, не ногами хотя бы?
О. (сквозь смех)– Специальные ботинки такие…
С.С. (невозмутимо) – А вы знаете, дело в том, что здесь два типа тормоза. Ручной и ножной.
(ведущие ржут)
Ручной тормоз действует на трансмиссию, и он стоит за бортом автомобиля. Ножной действует на задние колеса. Если ты дергаешь ручной тормоз, то машина останавливается мгновенно. Ну, представляете, ее хватают за кардан.
В. - Угу.
С.С. - Поэтому надо аккуратно действовать ножным тормозом и легко притормаживать трансмиссионным Это тоже большое искусство.
В. (заинтересовано) – И после того, как ты, притормозив там, собрался парковаться, после того, как двигатель выключен, долго еще ты занимался с этой машиной, чтобы все вернуть в первоначальное состояние?
С.С. (невозмутимо) – Ну, во-первых, я еще не рассказал, что когда ты едешь, нужно еще переключить…
(ведущие уже плачут от смеха)
Переключить на подачу инжектора газа, чтобы создавалось давление в насосе…
О. – С помощью логарифмической линейки.![:laugh:](http://static.diary.ru/picture/1126.gif)
С.С. – Потом там еще осталось две передачи переключить.
В. – Слушайте, это просто какая-то "ноуэндед
стори".
С.С. (невозмутимо) – Надо переключаться с перегазовкой, а уровень поворота руля… Опять вспоминаю Алексея Осина. Тренажер в физкультурном зале гораздо легче.![:nini:](http://static.diary.ru/picture/1224.gif)
В. (О. на заднем плане киснет от смеха)– Ладно, Сан Саныч. Давай на этом сделаем паузу… У меня, кстати, для тебя есть вопрос, связанный с Бельгией. В эту самую страну едет одна слушательница...
Он по будням каждый день где-то в 9.25-29 в Утреннем развороте.
Верно.
Все Утренние развороты в архивах есть. Только они, в отличие от других передач, почему-то не расшифровываются в текст и даются единым, более чем часовым по длительности, блоком вместе с рекламой, которую я уже привычно на телефоне проматываю. Сан Саныч там всего ничего места занимает.
Но я слушаю с удовольствием. И пару Варфоломеев-Осин и пару Уткин-Орех (они по неделям чередуются). А по пятницам там Самсонова с Плющевым. Этих я люблю поменьше. Мне Самсонова с пронзительным голоском не нравится.